Прокурор разъясняет (архив информации за март 2015 года)

Версия для печатиВерсия для печати

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года

(утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

2. Настоящая Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

3. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
а) "идеология экстремизма (экстремистская идеология)" - система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов;
б) "проявления экстремизма (экстремистские проявления)" - общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов;
в) "субъекты противодействия экстремизму" - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица;
г) "противодействие экстремизму" - деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий экстремизма;
д) "радикализм" - глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Текст полностью>>

26.03.2015


 

С 1 июля 2015 года вводится процедура банкротства в отношении физических лиц

Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве»), а также в Гражданский кодекс РФ, в части процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.

Согласно ст. 25 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 31.12.2014) гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда.

Федеральным законом № 476-ФЗ определено, что дела о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судом общей юрисдикции по месту жительства такого гражданина.

Правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. При этом заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Законодатель обязывает гражданина обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в случае, если удовлетворение одного или нескольких требований кредиторов приводит к невозможности исполнения гражданином денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме и размер таких обязательств составляет сумме не менее чем пятьсот тысяч рублей.

По результатам рассмотрения заявления суд принимает решения: о признании обоснованным заявления и введении реструктуризации долгов гражданина, о признании необоснованным заявления и об оставлении его без рассмотрения, о признании необоснованным заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина.

Этим же Федеральным законом внесены изменения в ГПК РФ, который дополнен главой 32.1 «Признание гражданина несостоятельным (банкротом)», которая регламентирует порядок судебного рассмотрения такого рода заявлений.

Изменения вступают в силу с 01.07.2015.

23.03.2015


 

Новое в законодательстве о государственной гражданской службе.

 

С 11 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, с 2015 года при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на государственную гражданскую службу, для него устанавливается испытание продолжительностью от одного месяца до одного года. Минимальная продолжительность испытательного срока при этом уменьшается с трёх месяцев до одного месяца. Испытание может устанавливаться (однако не является обязательным условием служебного контракта) для граждан, которые назначаются на должность государственной гражданской службы Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и граждан, ранее проходивших государственную службу. Кроме того, Федеральным законом сохранена возможность установления испытания при назначении государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа.

В новой редакции ст. 27 Федерального закона изложены случаи, когда испытание не устанавливается. Как и ранее, оно не устанавливается для граждан, получивших среднее профессиональное или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы и впервые поступающих на государственную гражданскую службу, для гражданских служащих, назначенных на должность государственной гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, а также для граждан и государственных гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности), в том числе для беременных женщин – государственных гражданских служащих.

Кроме того, в Федеральный закон внесены изменения, касающиеся увольнения государственных гражданских служащих при неудовлетворительном результате испытания. В статье 33 Федерального закона увольнение по этому основанию отнесено к случаям расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.

В новой редакции изложена статья 54 Федерального закона, регулирующая расчет стажа государственной гражданской службы. Так, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной службы (гражданской, военной и правоохранительной) и муниципальной службы включаются в стаж государственной гражданской службы. Данная норма позволяет определить, какие периоды замещения должностей включаются в стаж государственной гражданской службы не только для установления государственному гражданскому служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, определения продолжительности его ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу, но и при исчислении имеющегося у гражданина или у государственного гражданского служащего стажа государственной гражданской службы как квалификационного требования, предъявляемого при замещении должности государственной гражданской службы.

20.03.2015


 

 Внесены изменения в общие правила назначения административного наказания

 

С 11 января 2015 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи особенной части КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи особенной части КоАП РФ.

18.03.2015


 

Введена административная ответственность должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции

Федеральным законом от 22.12.2014 № 434-ФЗ внесены изменения в статью 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На должностных лиц государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, теперь распространяется действие статьи 19.6.1 КоАП РФ.

Указанная статья устанавливает административную ответственность за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Ответственность наступает в случае проведения проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 19.6.1 КоАП РФ увеличен с    3-х месяцев до 1 года.

Дело об административном правонарушении возбуждается прокурором.

Закон вступил в силу с 3 января 2015 года.

16.03.2015


 

В Российской Федерации запрещен оборот и потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обнародованным Президентом Российской Федерации 04 февраля 2015 года, в Российской Федерации введен запрет на оборот и потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ, их пропаганду, распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях. Запрещена пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных новых потенциально опасных психоактивных веществ, в том числе пропаганда использования их в медицинских целях. Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» дополнен понятием «новые потенциально опасные психоактивные вещества». Ими являются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

Под оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ понимается производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами).

Согласно Закону в России ведется Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

 В него подлежат включению вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Решение о включении вещества в Реестр принимается и подлежит официальному опубликованию федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и осуществляется при получении сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества. Уголовный кодекс Российской Федерациидополнен новой статьей 234.1, согласно которой незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, наказываются штрафом в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо ограничением свободы на срок до двух лет.

Более строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет последует за совершение тех же деяний, совершенных группой лиц по предварительному сговору (организованной группой) либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (смерти человека).

Помимо этого Федеральным законом установлена административная ответственность за потребление, вовлечение несовершеннолетних в употребление и потребление в общественных местах новых потенциально опасных психоактивных веществ, в связи с чем соответствующие изменения внесены в статьи 6.9, 6.10, 20.20, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, статьями 4.1, 6.9.1 и 6.13 КоАП РФвведено наказание за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также за их пропаганду.

Указанные новеллы вступают в законную силу с 15 февраля 2015 года. Полное наименование: Федеральный закон от 03 февраля 2015 года № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С полным текстом Федерального закона можно ознакомиться в официальных источниках опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04 февраля 2015 года, Российская газета. 05 февраля 2015 года № 6593 (в т.ч. на сайте газеты).

13.03.2015


 

В целях обеспечения учета проверок, проводимых при осуществлении государственного (муниципального) контроля, создается единый реестр проверок

31 декабря 2014 внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В частности, Федеральный закон № 294-ФЗ дополнен статьей 13.3, согласно которой, в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов, создается единый реестр проверок, оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети Интернет следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:
- учетный номер проверки;
- информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная п.п.1 - 6 и 9 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ;

- информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная п.п. 1-6 ч. 2 ст.16 Федерального закона № 294-ФЗ;

- указание результатов проверки (были ли выявлены нарушения);
- указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проверке, включая выдачу предписаний, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечении виновных к административной ответственности, приостановление и аннулирование разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направлении материалов в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц и результатах такого обжалования).

Положения ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 № 511-ФЗ), в части присвоения учетного номера проверкам и включения в единый реестр проверок информации о проверках применяются в отношении проверок, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов РФ, и проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), с 1 июля 2016 года, а в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, с 1 января 2017 года.

12.03.2015


 

Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 № 77 «О признании утратившим силу подпункта «а» пункта 6 Правил  направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

При подаче заявления о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала сертификат предъявлять больше не требуется.

Соответствующая норма постановления Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» была признана утратившей силу.

Ранее предъявление подлинника или дубликата сертификата было обязательным.

11.03.2015


 

Граждан, из числа находящихся в запасе, призовут на военные сборы

 

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.02.2015 № 53 «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2015 году» граждане России, пребывающие в запасе, призываются в 2015 г. на военные сборы сроком на 2 месяца в Вооруженные Силы РФ, внутренние войска МВД России, органы госохраны и федеральной службы безопасности.

Сроки проведения военных сборов устанавливаются по согласованию с органами исполнительной власти регионов, за исключением - проверочных сборов, которые определяет Минобороны России.

         Следует отметить, что военные сборы проводятся для подготовки к военной службе граждан, пребывающих в запасе, которые подразделяются на учебные и проверочные.

Указ вступил в силу с 05.02.2015.

10.03.2015