Прокурор разъясняет (архив информации за июнь 2015 года)

Версия для печатиВерсия для печати

Трудовые права несовершеннолетних

 

Действующее трудовое законодательство относит несовершеннолетних граждан к особо охраняемой категории, устанавливая для них специальные гарантии.

Законом определены работы, на которых запрещено применение труда несовершеннолетних.

В частности, ст. 265 Трудового кодекса РФ установлен запрет применения труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163.

В соответствии со ст.  267, 268 Трудового кодекса РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Кроме того, установлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора. А именно, расторжение трудового договора с такими работниками по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. 

Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

26.06.2015


 

Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми

 

Работодатели все чаще заключают с работниками договоры подряда, возмездного оказания услуг с целью скрыть наличие трудовых отношений, избежать обязательных страховых и налоговых выплат. Сами же работники подписывают данные договоры по причине недостаточной информированности об их особенностях. В этой связи необходимо выделить основные отличия трудового договора и гражданско-правового договора подряда.

Так, предметом трудового договора является личное выполнение работником трудовой функции (работы по должности, профессии, специальности) за плату. Цель исполнения работ по договору гражданско-правового характера - определенный результат, достигнутый в установленные сроки и принятый заказчиком. Более того, к выполнению договора исполнитель вправе привлечь третьих лиц, если договором не предусмотрено иное.

При этом в процессе выполнения трудовой функции работник по трудовому договору подчинен правилам внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя. Подрядчик же не обязан следовать каким-либо указаниям заказчика, за исключением определенных договором, и вправе самостоятельно решать, какими именно способами получить оплачиваемый результат.

Условия труда работника по трудовому договору (рабочее место и необходимые инструменты, безопасность при их использовании) обеспечивает работодатель. Подрядчик, напротив, самостоятельно определяет условия, в которых будет производить работы.

Главным же для граждан является то, что подрядчики не обеспечиваются социальными гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. К примеру, заказчик не обязан предоставлять подрядчику отпуск, оплачивать периоды временной нетрудоспособности (даже в случае травмы на производстве) и отпуска по уходу за ребенком, вносить запись в трудовую книжку, соблюдать требования закона о минимальном размере оплаты труда и др.

Таким образом, гражданин в условиях гражданско-правового договора защищен значительно меньше, чем при наличии трудовых отношений.

Учитывая изложенное, законодателем в ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.

В случае, если нарушение данного запрета уже допущено, возможно признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями. Последнее производится на основании предписания государственного инспектора труда, не обжалованного в суд в установленном порядке, а также судебного решения, вынесенного по заявлению самого гражданина или по материалам, направленным государственной инспекцией труда и иными органами, обладающими необходимыми для этого полномочиями (в частности прокуратурой).

При прекращении отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание их трудовыми также осуществляется судом.

Согласно трудовому законодательству неустранимые сомнения при рассмотрении споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Следует также отметить, что с начала 2015 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение запрета на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27). За такое нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа, максимальный размер которого для юридических лиц составляет 100 тыс. руб. Повторное неисполнение требований закона влечет назначение работодателю штрафа по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ в предельном размере 200 тыс. руб. для юридических лиц.

25.06.2015


 

Больные заразными формами туберкулеза имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма

 

Федеральным законом от 02.05.2015 № 124-ФЗ внесены изменения в пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Теперь больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. 

Данные изменения приняты в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №30-П, согласно которому признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 №77-ФЗ  в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств и тем самым обеспечить защиту права указанных граждан на данную меру социальной поддержки. 

Ранее действующая редакция статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусматривала, предоставление вне очереди отдельные жилые помещения только больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, с учетом их права на дополнительную жилую площадь.

24.06.2015


 

Изменены требования к предоставлению в росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю

 

Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 утверждена Инструкция «О представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Данной Инструкцией конкретизирован перечень лиц, обязанных представлять информацию в Росфинмониторинг (лизинговые компании,  организации федеральной почтовой связи,  операторов по приему платежей и др.), а также определен перечень представляемой информации (об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом, о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации, включенной в перечень, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму и др.).

Информация представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС), сформированных в соответствии со структурами, предусмотренными настоящей Инструкцией. Подготовка ФЭС осуществляется организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете организации, индивидуального предпринимателя, лица на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.fedsfm.ru, с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом (далее - АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного Росфинмониторингом.

Определены также сроки предоставления в Росфинмониторинг вышеуказанной информации:

1) Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом:

- не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю;

- не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- незамедлительно о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом;

- организации федеральной почтовой связи также представляют не позднее рабочего дня, следующего за днем признания подозрительной операции почтового перевода денежных средств, при осуществлении которой в поступившем почтовом сообщении отсутствует информация о плательщике;

- при наличии оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

2) О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества принадлежащих организации, включенной в перечень, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму:

- незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица.

3) О результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

-не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

4) О фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

-в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов.

Новая Инструкция о предоставлении в Росфинмониторинг информации об операциях, подлежащих обязательному контролю вступила в силу с 10.06.2015.

23.06.2015


 

Новые требования к форме и порядку ведения плана-графика закупок

 

С 1 января 2016 года начнут действовать новые требования к форме и порядку ведения плана-графика закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Так, Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 утверждены новые требования к форме и порядку ведения плана-графика закупок для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

В частности, уточнен порядок внесения изменений в планы-графики, а также порядок включения в них информации об отдельных закупках.

При этом, постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044, которым утверждены действующие в настоящее время форма и порядок ведения таких планов-графиков, признано утратившим силу.

Следует отметить, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок и содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления таких закупок.

22.06.2015


 

Ответственность за взяточничество несет и юридическое лицо

 

Актуальной проблемой современного общества является коррупция. Борьба с коррупционными проявлениями и по настоящее время остается важным направлением деятельности органов прокуратуры.

Как известно, виновные лица привлекаются к уголовной ответственности за дачу взятки (ст. 291 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК Ф), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Анализ показывает, что значительная часть преступлений совершается в сфере предпринимательской деятельности, в частности, за участие юридического лица в конкурсных процедурах (в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд), за предоставление юридическим лицам льгот и преимуществ в ходе исполнения должностными лицами разрешительных и контрольных функций и т.д.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что по указанным нормам уголовного законодательства ответственности подлежат конкретные физические (должностные) лица, а не юридическое лицо. Но при этом, не следует забывать, что привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу денег, ценных бумаг, оказание услуг и т.д. не освобождает само юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Так, юридическое лицо (предприятие) в случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказания ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, подлежит привлечению к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица), что влечет наложение административного штрафа до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Указанная норма введена в первую очередь с целью предупреждения и пресечения провокаций коррупционных действий (бездействий), так как в данном случае, страдает также и само юридическое лицо, в интересах которого они совершались.

         Дело об административном правонарушении по ст. 19.28 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства возбуждает прокурор и направляет материалы в суд для рассмотрения и принятия законного решения.

Как правило, основанием для возбуждения административного дела по ст. 19.28 КоАП РФ по факту передачи, предложения незаконного вознаграждения от имени и в интересах юридического лица служат установленные фактические данные, например, привлечение конкретных виновных лиц к ответственности за совершение взяточничества, наличие приговора суда.

19.06.2015


 

Период суммированного учета рабочего времени лиц, занятых на вредных или опасных работах, может быть увеличен

 

С 1 июля 2015 года вступает в действие Федеральный закон от 08.06.2015 № 152-ФЗ, которым внесены изменения в ст.104 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). 

Согласно ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

Законом указанная статья дополнена новой ч. 2, в соответствии с которой в случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.

18.06.2015