Прокурор разъясняет (архив информации за апрель 2015 года)

Версия для печатиВерсия для печати

Снижены пределы кратности штрафов за взяточничество.

 

Положениями Федерального закона от 08.03.2015 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительно снижены минимальные размеры штрафов за получение и дачу взятки.

Данный закон направлен на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности.

Так, предел по кратности штрафа за получение взятки должностным лицом снижен с 25-кратной до 10-кратной суммы взятки. За дачу взятки должностному лицу порог минимального наказания снижен втрое - с 15 - до 5-кратной ее суммы, а за дачу взятки должностному лицу в значительном размере вдвое - с 20 - до 10 кратной суммы взятки.

Значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей.

Также законом введены фиксированные размеры штрафа и такой вид наказания как - исправительные работы.

Так, за получение взятки (ч. 1 ст. 290  УК РФ) наказание определено в виде штрафа до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

За дачу взятки (ч. 1 ст. 291 УК РФ) предусмотрен штраф до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За дачу взятки в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ) определен штраф в размере до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

Кроме того, дополнены альтернативными видами уголовных наказаний санкции, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и устанавливающие ответственность за указанные деяния.

Суды наделены полномочием назначать кратный штраф в качестве дополнительного наказания одновременно с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы.

Так, за получение взятки предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового, за дачу взятки - лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового, а за дачу взятки в значительном размере - лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, предусматривающими возможность наложения ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения наказания в виде штрафа. Кроме того, внесены изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, согласно которым срок добровольной уплаты штрафа увеличен с 30 до 60 дней.

Реализация положений Федерального закона будет способствовать повышению эффективности исполнения уголовного наказания в виде штрафа и достижению целей наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления.

30.04.2015


 

Административное задержание как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания.

Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Законодательством предусмотрены ряд особенностей применения административного задержания.

Так, по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник, при этом подлежат разъяснению его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Следует обратить внимание на то, что об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.

Несовершеннолетние, подвергнутые административному задержанию, содержатся отдельно от взрослых лиц.

27.04.2015


Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
».

Подписан закон, направленный на предотвращение создания фирм на подставных лиц.

Федеральным законом внесены поправки в Основы законодательства РФ о нотариате, в УК РФ, КоАП РФ, в федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, в частности, уточнены порядок установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия, установлены требования к нотариально оформляемому документу и порядок представления документов на государственную регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя.

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность за представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о подставных лицах, а также уточнено определение понятия «подставное лицо».

В Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью», в частности, установлено обязательное подтверждение путем нотариального удостоверения факта принятия решения общим собранием участников общества об увеличении уставного капитала и состава участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения.

Установлено, что в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. Обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц теперь подлежит, в том числе запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице. Определен порядок проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Дополнены основания, при наличии которых допускается отказ в государственной регистрации юридического лица.

Увеличен до 1 года срок давности привлечения к ответственности за административные правонарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в непредставлении или представлении недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

23.04.2015


 

Граждане, желающие посвятить себя муниципальной службы, смогут заключить договор о целевом обучении.

 

Федеральным законом от 30.03.2015 № 63-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием механизма подготовки кадров для муниципальной службы.

В связи с внесенными изменениями Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дополнен статьей 28.1, в соответствии с которой в целях формирования высококвалифицированного кадрового состава муниципальной службы органы местного самоуправления могут осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и с учетом положений настоящего Федерального закона.

Договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы заключается между органом местного самоуправления и гражданином и предусматривает обязательство гражданина по прохождению муниципальной службы в указанном органе местного самоуправления в течение установленного срока после окончания обучения.

Заключение договора о целевом обучении осуществляется на конкурсной основе. Информация о проведении конкурса подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» не позднее чем за один месяц до даты проведения указанного конкурса.

Право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении имеют граждане, владеющие русским языком и впервые получающие среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Срок обязательного прохождения муниципальной службы после окончания целевого обучения устанавливается договором о целевом обучении. Указанный срок не может быть менее срока, в течение которого орган местного самоуправления предоставлял меры социальной поддержки гражданину в соответствии с договором о целевом обучении, но не более пяти лет.

Договор о целевом обучении может быть заключен с гражданином один раз.

Изменения вступают в законную силу с 10.04.2015.

20.04.2015


 

Уточнён порядок оценки пригодности для проживания помещений и многоквартирных домов.

 

Органы местного самоуправления смогут создавать комиссии для оценки соответствия федерального жилищного фонда установленным требованиям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно внесенным в указанное Положение изменениям органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию комиссий для оценки соответствия жилых помещений федерального жилищного фонда и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, установленным в Положении требованиям. Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения - пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества. Решение принимается в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти, в течение 30 дней со дня получения заключения комиссии.

Постановление вступило в силу с 4 апреля 2015 года.

16.04.2015


 

Федеральный закон от 08.03.2015 № 54-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей
».

Средства материнского капитала нельзя будет использовать для погашения задолженности по займу на приобретение жилья, заключенного с микрофинансовой организацией.

Данные положения не распространяется на договоры займа, заключенные до дня вступления в силу этого Закона.

Кроме того, усилены требования к кредитным потребительским кооперативам, в которые могут направляться средства материнского (семейного) капитала для погашения таких обязательств. На момент заключения договора они должны осуществлять деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.

13.04.2015


 

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Подписан Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Кодексом регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе:

об оспаривании нормативных правовых актов;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;

о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

о прекращении деятельности средств массовой информации;

о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

09.04.2015


 

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2015 № 150
«О внесении изменений в Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего
».

С 1 апреля 2015 года Правила расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего распространены на ОСАГО.

Правительство Российской Федерации реализует нормы Федерального закона от 21.07.2014 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Установлено, что сумма страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего по договору ОСАГО рассчитывается страховщиком путем умножения страховой суммы, указанной по риску причинения вреда здоровью потерпевшего на одного потерпевшего в соответствии с законодательством, на нормативы, выраженные в процентах.

Размер выплаты страхового возмещения в связи с инвалидностью составит:

для I группы инвалидности - 100 процентов страховой суммы (ранее 2 млн. рублей);

для II группы инвалидности - 70 процентов страховой суммы (ранее 1,4 млн. рублей);

для III группы инвалидности - 50 процентов страховой суммы (ранее 1 млн. рублей).

Кроме того, уточнены «Нормативы для определения суммы страхового возмещения (страховой выплаты) при причинении вреда здоровью потерпевшего, а также для определения суммы компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, исходя из характера и степени повреждения здоровья» (приложение к Правилам расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего). Постановление вступает в силу с 1 апреля 2015 года.

06.04.2015


 

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 140
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу оповещения и информирования населения».

За операторами связи закреплена обязанность по передаче сигналов оповещения при ЧС и ведении военных действий.

Соответствующие дополнения внесены в Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также в Правила оказания телематических услуг связи.

Кроме того, указанная обязанность операторов связи отражена в перечнях лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.

Порядок обеспечения передачи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС, а также при ведении военных действий, и о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите определит Правительство Российской Федерации.

03.04.2015