Прокурор разъясняет (архив информации за декабрь 2014 года)

Версия для печатиВерсия для печати

Ответственность управляющей организации за отказ в предоставлении информации гражданину

Действия управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов являются незаконными в случае отказа управляющей организацией в выдаче выписки из лицевого счета в связи с наличием (отсутствием) у заявителей задолженности по оплате коммунальных услуг.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Каждая управляющая организация (УК, ТСЖ, ЖСК) в рамках договора управления многоквартирным домом осуществляет обработку персональных данных, выполняет расчетно-кассовое обслуживание и ведение лицевых счетов собственников (нанимателей) жилых помещений (в том числе, путем привлечения специализированной организации).

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на доступ к своим персональным данным.

В п. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ указывается, что доступ к своим персональным данным предоставляется субъекту персональных данных или его законному представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его законного представителя.

В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ оператор обязан предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.

На основании изложенного, при получении устного отказа управляющей организации (УК, ТСЖ, ЖСК) в выдаче выписки из лицевого счета в связи с наличием задолженности, собственнику (нанимателю) жилого помещения необходимо обратиться в управляющую организацию с соответствующим заявлением письменно.

Неправомерный отказ в предоставлении управляющей организацией (УК, ТСЖ, ЖСК) информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, ответа на данный запрос либо направление ответа с отказом в выдаче выписки из лицевого счета по различным причинам образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении по данной статье возбуждается прокурором.

24.12.2014


 

Уголовная ответственность за получение и дачу взятки

 

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.

Уголовным законом предусмотрена ответственность не только за получение взятки или за дачу взятки, но и за пособничество в даче взятки. Уголовный закон под пособничеством в даче взятки понимает непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Предлагая государственным или муниципальным служащим взятку необходимо помнить, что законом на них возложена обязанность уведомлять работодателя и органы прокуратуры о данных фактах.

Кроме того, если должностные лица вымогают взятку об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, иначе, выполнив требования о передаче взятки, такое лицо также может быть привлечено к уголовной ответственности.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено исключение: лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки правоохранительным органам.

За получение взятки уголовным законодательством предусмотрена ответственность по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации, наказание за совершение данных преступных деяний достаточно суровое. Минимально возможное наказание, предусмотренное частью первой указанной статьи - штраф в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, максимальное наказание предусмотрено частью шестой в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

За дачу взятки уголовная ответственность установлена статьей 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации и предусматривает наказание начиная со штрафа в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки и заканчивая лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Статья 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве и карается от штрафа в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет до лишения свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.

23.12.2014


 

Изменились требования к условиям проживания детей в интернатных учреждениях

 

Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Положению проживание детей должно быть организовано по принципам семейного воспитания в группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу. Воспитательные группы подлежат формированию с учетом совместного проживания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего братьев и сестер, детей из одной семьи или детей, которые ранее воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время.

Численность детей в группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек. Перевод детей из одной группы в другую не допускается, за исключением случаев, когда это противоречит интересам самого ребенка.

Помещения, в которых будут размещаться группы, должны включать в себя жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения. При этом следует обеспечить детям индивидуальное пространство для занятий и отдыха.

Положением предусмотрено закрепление за каждой группой ограниченного количества педагогических работников и индивидуальных кураторов (наставников) детей. Замена педагогических работников запрещается, за исключением случаев их увольнения, болезни или отпуска.

Организации для детей-сирот обязаны обеспечить комфортные условия для посещения ребенка лицами, желающими усыновить его или принять под опеку (попечительство), а также общение ребенка с родителями и родственниками, в том числе в целях возвращения в семью.

Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 вступает в силу с 1 сентября 2015 года.

22.12.2014


 

«Уклонисты» от службы в армии не могут занимать должности на государственной и муниципальной службе

 

В Российской Федерации всегда существовала проблема уклонения граждан от прохождения военной или альтернативной службы. Не спасает даже угроза уголовной ответственности по статье 328 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание до 2 лет лишения свободы.

Однако, лиц, которые после 1 января 2014г. уклоняются от выполнения данной обязанности, ждет неприятный сюрприз. Если ранее, все санкции в отношении «уклонистов» практически прекращали своё действие по достижении ими 27-летнего возраста и получении военного билета, то по новому законодательству это будет только началом достаточно серьезных негативных последствий.

2 июля 2013 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Закон небольшой по объему, но последствия его применения имеют существенное значение для мужчин призывного возраста.

С 1 января 2014 года в соответствии с пунктом 1.1 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013г.) "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия наделяется полномочиями выносить заключение о признании гражданина «не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований».

Данное заключение призывной комиссии влечет невозможность нахождения гражданина на государственной и муниципальной службе. Закон также вносит соответствующие изменения в законодательные акты, регламентирующие статус муниципальных и государственных гражданских служащих.

Согласно пункта 11 части 1 статьи 16 новой редакции Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Аналогичная норма закреплена в пункте 10 части 1 статьи 13 новой редакции Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Таким образом, лица, без законных оснований уклонившиеся от прохождения военной службы, не смогут поступить на работу в органы государственной власти и местного самоуправления. Более того, данное обстоятельство является основанием для увольнения лиц, ранее принятых на государственную и муниципальную службу.

19.12.2014


 

Основания привлечения к дисциплинарной ответственности учащихся

 

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация).

В соответствии с частью 4 статьи 43 Закона эти меры могут применяться за неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Закон запрещает применять меры дисциплинарного взыскания к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Не допускается применение этих мер к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

При выборе меры дисциплинарного взыскания организация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и педагогического воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, а также нормальное функционирование организации.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такое решение принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания организация обязана незамедлительно проинформировать орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Указанный орган местного самоуправления и родители (законные представители) в таком случае не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.

Обучающийся, его родители (законные представители) вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

В соответствии с Законом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2013 № 185 утвержден Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, согласно которому за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.

До применения взыскания организация должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт.

Отказ или уклонение обучающегося от представления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также времени, необходимого для учета мнения совета обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации мотивированного мнения указанных советов и органов в письменном виде.

Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Руководитель организации до истечения года со дня применения взыскания имеет право снять его с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей несовершеннолетних обучающихся.

Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации. Отказ обучающегося, его родителей (законных представителей) ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется соответствующим актом.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников этих отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные решением.

Решение комиссии может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

19.12.2014


 

Социальные права инвалидов

 

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета через исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Граждане льготных категорий, состоящие на учете в отделении Фонда, обеспечиваются средствами реабилитации в рамках заключаемых контрактов с учетом законодательства о закупках и ассигнований, выделяемых из федерального бюджета, по мере их поступления, а также в порядке очередности. Указанные денежные средства равномерно распределяются по видам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р).

При этом, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок). Так в соответствии Порядком компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническими средствами реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, с учетом классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

17.12.2014


 

Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273
«О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
»

 

Утверждены виды заболеваний и условия, при наличии которых гражданам будет оказываться бесплатная медицинская помощь.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты.

Предусмотрено, в частности, что в рамках Программы бесплатно предоставляются:

-первичная медико-санитарная помощь - оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах;

-первичная доврачебная медико-санитарная помощь - оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;

-первичная врачебная медико-санитарная помощь - оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);

-специализированная медицинская помощь - оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию;

-высокотехнологичная медицинская помощь - включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи;

-скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;

-паллиативная медицинская помощь - оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования.

17.12.2014


 

С 1 января 2016 года членам семьи военнослужащего, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация.

 

Федеральным законом от 22.10.2014 № 310-ФЗ внесены изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в соответствии с которыми с 1 января 2016 года членам семьи военнослужащего, признанного безвестно отсутствующими или объявленного умершим, будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация.

Компенсация выплачивается членам семей тех военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, которые пропали без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном порядке признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими.

Размер компенсации рассчитывается путем деления на количество членов семьи суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы вследствие военной травмы (14 000 рублей).

16.12.2014


 

Расширены полномочия прокурора в арбитражном процессе

 

28 июня 2014 года принят Федеральный закон Российской Федерации № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», согласно которому статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнена правом прокурора на обращение в суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Согласно статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) существуют две формы участия прокурора в арбитражном процессе. Прежде всего - возбуждение дела по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, что предоставляет прокурору процессуальный статус истца, защищающего публично-правовые интересы.

В соответствии с изменениями, внесенными в АПК РФ указанным Федеральным законом, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной вышеназванными органами и предприятиями;

- с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 52 АПК РФ по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

В таких случаях защита права собственности осуществляется путем возврата имущества из незаконного владения во владение собственника, а правовым средством защиты выступает иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Поскольку участие прокурора в арбитражном процессе представляет собой одну из форм защиты публично-правовых интересов наряду с защитой таких интересов государственными органами и органами местного самоуправления, внесение изменений в АПК РФ позволит усовершенствовать механизм защиты права собственности государства или муниципальных образования.

15.12.2014


 

С 1 января 2015 года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

 

С 1 января 2015 года вступают в силу изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ.

Так, на работодателя возложена обязанность по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

         На работников же возложена обязанность не позднее трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.

15.12.2014


 

Расширен перечень нотариальных действий, совершаемых должностными лицами органов местного самоуправления

 

Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ внесены дополнения в статью 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1, устанавливающую перечень нотариальных действий, которые могут совершаться в установленном законом случае должностными лицами органов местного самоуправления.

Глава местной администрации поселения, муниципального района специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения либо района в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, имеют право совершать определенные нотариальные действия, перечень которых определяется федеральным законодательством.

До вступления указанного Закона в силу должностным лицам органов местного самоуправления предоставлялось право совершать только следующие нотариальные действия:

- удостоверять завещания;

- удостоверять доверенности;

- принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;

- свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

- свидетельствовать подлинность подписи на документах;

- удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальное удостоверение сведений о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку кандидата, и подписи этих лиц в списке таких лиц в установленных законами о выборах случаях).

С 05 июля 2014 полномочия должностных лиц органов местного самоуправления в данной сфере расширены и им предоставлено также право:

- удостоверять факт нахождения гражданина в живых;

- удостоверять факт нахождения гражданина в определенном месте;

- удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
- удостоверять время предъявления документов;

- удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;

- удостоверять равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов регламентируется соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 256.

12.12.2014


 

С 1 января 2015 года вступают в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новыми нормами.

Статья 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодатель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа от 2 до 150 тысяч рублей, а за повторное совершение административного правонарушения его деятельность может быть приостановлена на срок до девяноста суток.

Кроме того статьей 5.27.1 КоАП РФ, на работодателя возложена ответственность за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юридических лиц - от 60 до 80 тысяч рублей).

Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ.

12.12.2014


 

С 1 января 2015 года информация о наличии вакантных должностей муниципальной службы должна быть размещена на сайте в сети Интернет

 

4 ноября 2014 года внесены изменения в действующий Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», обязывающие местные администрации размещать в сети Интернет на сайте gossluzhba.gov.ru сведения о наличии в органе местного самоуправления вакантных должностей муниципальной службы.

Это позволит лицам подыскивающим работу муниципальные должности более оперативно решать вопрос своего трудоустройства.

Одновременно на сайте gossluzhba.gov.ru будут размещаться квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, условия и результаты конкурсов прием на муниципальные должности, номера контактных номеров телефонов для получения соответствующей информации о трудоустройстве.

Законом также установлено, что если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать сведения о вакантных должностях муниципальной службы на сайте gossluzhba.gov.ru, она должна быть размещена органом власти субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

11.12.2014


 

 

Ответственность за пропаганду и демонстрированиенацистской атрибутики или символики

Федеральным законом от 04.11.2014 № 332-ФЗ внесены изменения в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Запрещена пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

Кроме того, запрещена пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в т. ч. иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные вышеуказанными приговорами.

За пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами статьей 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Установлен размер штрафов за данные правонарушения: для граждан - от одной до 2 тысяч рублей либо административный арест до 15 суток. Для должностных лиц штраф в размере от одной до 4 тысяч рублей. Самый крупный штраф грозит юридическим лицам - от 10 до 50 тысяч рублей.

Предусмотрена также ответственность и за производство подобной продукции. За изготовление или сбыт фашистской атрибутики в целях пропаганды вводится штраф на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

11.12.2014


 

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», устанавливающий правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия органов государственной власти в указанной сфере, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Статьей 31 названного Федерального закона определено, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям, а также лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

Кроме того, социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме предоставляются бесплатно лицам, чей среднедушевой доход на дату обращения ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, которое также вступает в силу с 1 января 2015 года, утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Согласно Правилам в составе семьи учитываются супруги, родители и несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг. Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, находящиеся на полном государственном обеспечении при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются.

При расчете среднедушевого дохода учитывается не только заработная плата, но и доходы от сдачи в аренду или иного использования имущества, дивиденды, страховые выплаты, пенсии, стипендии, доходы от использования авторских или смежных прав, выплаты по договорам опеки, попечительства, ренты, пожизненного содержания с иждивением и др.

Доходы учитываются до вычета налогов и сборов. Среднедушевой доход определяется исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.

10.12.2014


 

Принят закон, предусматривающий возможность проведения контролирующими органами мероприятий по проведению плановых (рейдовых) осмотров.

Федеральным законом от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения, предусматривающие, в частности, возможность проведения контролирующими органами мероприятий по контролю посредством плановых (рейдовых) осмотров».

Законом установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений, должностные лица контролирующих органов, в пределах своей компетенции, принимают меры по их пресечению, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

09.12.2014


 

Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ

Президентом Российской Федерации 24.11.2014 подписан Федеральный закон № 371-ФЗ «О внесении изменений в ст.54 Уголовного кодекса Российской Федерации УК РФ и в статьи 69 и 72 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Указанные изменения касаются назначения наказания в виде ареста несовершеннолетним лицам. В настоящее время данный вид наказания не может применяться к лицам моложе восемнадцати лет, в отличие от ранее действовавшего положения о возможности применения данной меры наказания к лицам старше шестнадцати лет.

Кроме этого, 24 ноября 2014 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ».
Так, статья 213 УК РФ дополнена частью 3, которая предусматривает ответственность за хулиганство с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств и наказывается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Также введены новые составы преступлений - ст. ст. 222.1 и 223.1 УК РФ, которыми усилена ответственность за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также незаконное изготовление взрывчатых веществ, изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств.

Ранее указанные деяния входили в составы преступлений, предусмотренных статьями 222 и 223 УК РФ и наказывались аналогично деяниям, связанным с незаконным оборотом огнестрельного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Изменения вступают в силу 06.12.2014 года.

08.12.2014