Версия для печати
Многие начинающие предприниматели считают, что удачная бизнес-идея является одним из основных факторов успеха, и зачастую уделяют ее поиску слишком много времени. В результате вместо того, чтобы действовать, они застревают в ожидании той самой идеальной идеи, не запуская свой бизнес. Однако практика показывает: не стоит пассивно ждать озарения, особенно когда идеи можно и нужно генерировать самостоятельно.
Один из способов поиска подходящей идеи - анализ собственных компетенций, опыта и увлечений. Предпринимателю нужно задать себе следующие вопросы:
Что мне нравится делать и в чем хочу развиваться
В чем я хорошо разбираюсь
Какие навыки могу монетизировать
Опираясь на свои знания и умения, можно составить предварительный список направлений будущего бизнеса. Важно выбрать сферу деятельности, которая действительно интересна, иначе мотивация может быстро угаснуть при первых трудностях. Хороший метод для самопроверки — японская концепция икегай, которая помогает найти точку пересечения между тем, что человек любит делать, тем, в чем он профессионал, тем, за что ему готовы платить, и тем, что нужно миру.
Также все получившиеся идеи следует проанализировать с точки зрения спроса. Необходимо изучить рынок, тенденции, есть ли свободные ниши. Расчеты желательно делать на основе статистических данных. Например, сервис «Оценка рынка и расчет бизнес-плана» на МСП.РФ проанализирует спрос и конкуренцию в выбранной локации на базе данных 2ГИС и Росстата. Он оценит размер доступной рыночной ниши и подскажет, стоит ли здесь открывать бизнес.
Наличию или отсутствию конкуренции стоит уделить отдельное внимание. Если ниша абсолютно свободна, стоит задуматься, почему так происходит.
Конкурентный анализ состоит из следующих пунктов:
Изучение сильных и слабых сторон других компаний
Оценка отзывов клиентов, чтобы выявить неудовлетворенные потребности
Оценка ценовой политики, качества сервиса и стратегии продвижения
SWOT-анализ поможет определить преимущества и возможные угрозы. Например, если в выбранной нише доминируют крупные компании, возможно, стоит сфокусироваться на узком сегменте, предложив уникальный продукт или лучший сервис.
Посещая специализированные форумы, мероприятия для предпринимателей можно познакомиться с нишей поближе, изучить успешные кейсы опытных предпринимателей и понять, какие бизнес-модели работают лучше всего. Кроме того, можно изучить каталоги франшиз. Как правило, это востребованные направления и проверенные временем форматы.
Даже отличная идея не может считаться жизнеспособной, если не приносит прибыли. Поэтому начинающему предпринимателю нельзя упускать из виду финансовую сторону вопроса и заранее рассчитать:
Стартовые вложения
Потенциальную выручку
Скорость выхода на окупаемость
Некоторые идеи требуют долгосрочных инвестиций, а значит, понадобятся финансы на операционные и личные расходы. Поэтому при ограниченном бюджете, стоит рассмотреть идеи с минимальными вложениями или быстрым выходом на безубыточность.
Перед серьезными вложениями важно проверить идею на практике. Как это сделать:
Создать минимально жизнеспособный продукт (MVP)
Запустить тестовую рекламу и проанализировать отклик аудитории
Попробовать первые продажи через маркетплейсы или социальные сети
Возможно, после тестирования возникнут идеи, как улучшить товар/услугу и сделать более востребованным на рынке.
Об этом и не только можно узнать на портале МСП.РФ. Он функционирует в рамках профильного федерального проекта, входящего в нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика».