Версия для печатиВ семейной колеснице писала жизнь страницу за страницей.
Сама судьба Емельяна, 1900 года рождения, отца Эммы, складывалась так, что хоть книгу пиши! Краткосрочная служба в армии имперского русского адмирала Колчака, побег в партизанский отряд Красной армии, служба в ней, жизнь в Иркутской области, ведение крепкого хозяйства, раскулачивание за коня и большой дом, переезд в Кемеровскую область в 1932 году, снова призыв в армию в 1941-м, ранение, госпиталь, короткая побывка домой… К сыновьям, которые уже были у Емельяна и Анны, добавилась дочка, Эмма.
— После возвращения в 45-м папа прожил ещё 14 лет, и я многое узнала от него, — рассказывает Эмма Изместьева, — писарь при штабе на Ленинградском фронте, освобождение Кёнигсберга, работа главным бухгалтером в редакции и типографии газеты «Кузбасс» и это лучшее отцовское слово «победа», к которой мы, дворовая кемеровская детвора, устремлялись, то, играя, ватагой ползали по-пластунски по картошке, то устраивали ребячьи засады и девчоночьи нападения на отряды пацанов среди тополей и акаций в сквере, где сейчас областная библиотека. Цель одна: опередить, обогнать, успеть, преодеолеть и в итоге — победить!
Ну, до итогов ещё нужно было жить да жить. И всё-таки становиться лидером Эмме помогал факт:в семье у Емельяна и Анны было шесть детей, и только одна — девочка. У братьев и училась быть сильной, вырабатывать командный голос. И это лидерство укрепляла, работая старшей пионервожатой в той же кемеровской школе, где и училась. В начале 50-х годов обучение было раздельным: девочки учились отдельно от мальчиков. Но и тут судьбу не обойдёшь: послала в друзья черноволосого мальчишку Володю, кряжистого, умника со светлой головой, без устали глотавшего исторические и военные книги, позже — увлечённого лётным делом и Эммой. Это и был Владимир Изместьев, ставший мужем Эммы и отцом их двоих сыновей.
— 1 января 1967 года вновь создали Крапивинский район, и Владимира Анатольевича направили работать сюда, в райотдел милиции, — вспоминает Эмма, — у меня был диплом исторического факультета Кемеровскогопединститута и несколько лет стажа работы старшей пионервожатой в Кемеровской школе № 62. Николай Дмитриевич Конёв, заведующий районо, предложил мне на выбор две должности: также пионервожатой и завучем по воспитательной работе. Рискнула и приняла второй вариант. Здесь школьные традиции и мои вожатские наработки слились в единое целое — мы сработались дружной командой. Анна Владимировна Долбишева стала моим наставником, а учителя Кирилл Кириллович Буюклинский, Евгений Иванович Власьев, в последующем — все классные руководители, учительница физкультуры Ирина Петровна Ащеулова были со мной в каждом моём трудовом дне, в каждой задумке того или иного интересного дела для ребят. Приезжая, городская, молодая, я бы не справилась одна, если бы не коллектив. Особенно во всём слушалась Анну Владимировну. Порой боязно было и страшно…
Дым костра, огней сиянье.
Слушаю Эмму Емельяновну и не верю: ей было боязно? Зубки-то уже крепкие были: в школьные годы отважно грызла химию, физику, математику, находя отдушину в истории. А как же непобоялась в 11-м классе обойти всех своих одноклассников, выбравших написать выпускное сочинение на свободную тему, а она — исследование сложного романа Василия Ажаева «Далеко от Москвы»?
— Так в этом тоже не моя заслуга, — шутит ЭммаЕмельяновна, — эту страсть к исследованию истории даже через литературные произведения мне привила моя учительница Валентина Ивановна Иванова. Она вся купалась в истории и меня окунала в её глубины, подходила с основополагающих позиций, не позволяла прыгать по верхушкам, но углубляться в историю основательно. Скажу честно: в те годы я читала бессистемно, всё подряд, ну а роман «Далеко от Москвы» потряс меня подвигом советского народа в тылу в военные годы.
Вот и приехала в Крапивино Эмма с этим взлётом духа, вот и работала в школе с воодушевлением, вот и проводила турслёты с пылкостью, вот и пела с ребятами у костров лучшие песни того времени, вот и взлёт эмоций и чувств зажигала в сверстниках, коллегах, школьниках. И этот пыл не угасал, потому что стержень крепкий имела Эмма Емельяновна, закалку от лучших книг, поддержку от единомышленников, любовь от мужа и детей, содействие от руководства управления образования, когда стала директором школы. Тематические вечера в школе, походы разных категорий и слёты различных уровней, открытые уроки и педсоветы, конкурсы и олимпиады — Крапивинская средняя школа оставалась на высоте. Ибо у всех — педагогов и учащихся — главенствовала мотивация: лучшим трудно, но интересно. Ведь чем наполнен учитель, именно то он и вливает в ученика. Знания. Энергию. Песни. Радость. Энтузиазм. Всегда наполненная позитивом, завуч по воспитательной работе, учитель, директорИзместьева собирала его и раздавала. Откуда она его брала?
Навстречу утренней заре от Енисея и к Ангаре
— Однажды, прослушав курс лекций в Кемеровском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, я вдруг получила, как сейчас говорят, бонус, — радостно говорит Эмма Емельяновна, — нас, двух учителей из Крапивинского района, наградили поездкой по Енисею. Яков Евстафьевич Минич, учитель географии Борисовской средней школы, и я, историк, были просто осчастливлены тем маршрутом, по которому прошло-проехало-проплыло наше путешествие. Красноярск запомнился посещением музея-усадьбы художника Василия Сурикова, дом из лиственницы построен в 1830 году без единого гвоздя; в Туруханский край далёкий отправились на теплоходе «Валерий Чкалов», побывали на месте ссылки Сталина и Свердлова; за Енисейском увидели оконечность мыса — там, где встречаются Енисей и Ангара, соединяясь в одно мощное русло; прибыли в порт Дудинка и на узкоколейке проследовали в Норильск, город за полярным кругом… Эмоции захлёстывали. Разве можно было их удержать в себе? Только раздать!
Тани, Толи, Васи — сколько в разном классе?
В этом как раз и есть и сила, и глубина, и смысл жизни учителя Изместьевой: получить и отдать. Сколько фотографий хранится в семье Изместьевых, столько и воспоминаний. Мальчишки, девчонки, отличницы, троечники, весёлые и молчаливые — и никто не забыт!
— Вот Таня Трофимова, вот Вася Ломакин, вот Серёжа Харламов, вот Наташа Нихельман, вот Толя Мизюркин, вот Серёжа Михайлов, вот Саша Димитриев, — рассматривает фото разных классов Эмма Емельяновна, — их сейчас уже зовут по отчеству, каждый при должности, а для меня они просто дети, с которыми мы вместе пели, плясали, играли в театральных постановках, посещали кружки, вечера, походы, спускались на лодках по Томи, проводили время на её берегах, ездили на каникулах по городам страны. Даже те, кого я учила ещё и в вечерней школе, выросли! Разъехались ребята, разлетелись, как птицы, кто куда, а я на месте.
Школьная улица, адрес родной.
Школа близкая — в центре, школа дальняя — за мостом, учителя старые, учителя новые — всё и всех помнит Эмма Емельяновна, потому что школьная история как эпоха — это её страсть, её конёк, её привязанность. Не зря же и живёт она на улице Школьной. Чтоб не расставалась даже мысленно со школой. Её любимыми темами на уроках истории, которые она давала школьникам, были те, что прошли через весь её образ мысли.
— Кого может оставить равнодушным история Киевской Руси? — практически экзаменует меня во время нашей встречи Эмма Емельяновна, — или становление Российского государства кому не интересно? А реформы Петра Первого и преобразование России? Ведь это по его приказу были созданы первые русские газеты, журналы и книги на русском литературном языке!
Противоречить не берусь. Самое верное — это слушать в два уха и спеть вместе с Эммой и Юлием Кимом её любимую юмористическую песню в стиле сентиментального, лирического бостона про учителя, преподающего обществоведение: «Люди все, как следует, спят и обедают, чередуют труд и покой. А я, бедный, обществом ведаю! Ведаю, а оно заведует мной!»
Да вовсе и не бедная Эмма! Где факты? Где аргументы, что десятилетия преподавания предмета истории и обществоведения обеднили Эмму, как в той песенке?! Наоборот, эти знания, эти веды, эта мудрость слова истории обогатили её, наградив способностью выстраивать в мыслях свою гражданскую позицию, смело говорить и верно любить. Хорошая школа. И жизнь Эммы — история не по учебнику. Пять сыновей было у Емельяна. И одна дочка. Зато какая!