24 ноября в Крапивинской школе прошел семинар-практикум «Пересказ текста на уроках русского языка и литературы – выход на итоговое собеседование».

Версия для печатиВерсия для печати

Участвовали в семинаре педагоги из 11 школ округа. Мастер-класс предназначен для подготовки к итоговому собеседованию, которое направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Елена Петрикеева, руководитель учителей русского языка и литературы, говоря о теме семинара, остановилась на структуре контрольно-измерительных материалов итогового собеседования, отметив, что самыми сложными заданиями для обучающихся являются пересказ теста и монологическое высказывание, поскольку на подготовку дается очень мало времени. При этом пересказ должен быть подробным с обязательным добавлением цитаты, а монологическое высказывание (описание, повествование или рассуждение) должно быть связным, цельным, завершенным.

Ведущая мастер-класса Ирина Астахова, учитель русского языка и литературы поделилась опытом работы по обучению пересказу: подготовила для педагогов памятки, напомнила правила выразительного чтения текста, рассказала об особенностях подробного пересказа. Кроме того, Ирина Васильевна подсказала коллегам, какие советы можно дать обучающимся при подготовке к итоговому собеседованию.

Учителя русского языка и литературы почувствовали себя в роли учеников, пересказывая текст, выбирая место для цитаты и используя разные способы цитирования.

Наталья Емельянова, учитель русского языка и литературы, показала фрагмент урока в 9 классе «Я помню! Я горжусь!».

Сначала ребятам предложили задания на предупреждение речевых и грамматических ошибок, которые можно использовать при подготовке не только к собеседованию, но и к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, показали видеофрагмент передачи про Николая Масалова, связанный с темой описания. Далее обучающиеся вспомнили признаки текста-описания, обсудили этапы работы над монологическим высказыванием, составили алгоритм.

Для составления монолога-описания девятиклассникам была предложена фотография недавно открывшегося в Кемерове памятника Воину-освободителю, прототипом которого стал Николай Масалов. Ребята, используя алгоритм и имеющиеся знания, составили связный, завершенный текст, учитывая речевую ситуацию.

По окончании семинара подвели итоги, где все педагоги отметили актуальность, практическую значимость и плодотворность такого формата работы.