Версия для печатиПорядок осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности установлен Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ
«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон).
В ч. 3 ст. 7 Закона установлено, что по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) посредством личных встреч более одного раза в неделю;
3) посредством телефонных переговоров:
а) более одного раза в сутки;
б) более двух раз в неделю;
в) более восьми раз в месяц.
При этом обращаем Ваше внимание, что понятия «телефонные переговоры» и «телефонное соединение» не являются тождественными. Следовательно, не каждое телефонное соединение свидетельствует об осуществлении телефонных переговоров.
В ч. 5 ст. 7 Закона установлено, что по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырех раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.
Согласно ч.ч. 11, 12 ст. 7 Закона положения, предусмотренные п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 5 ст. 7 Закона, устанавливающие ограничения частоты взаимодействия с должником, применяются кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в отношении каждого самостоятельного обязательства должника.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные с применением физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью; уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения; применением методов, опасных для жизни и здоровья людей; оказанием психологического давления, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство; введением в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства; введением в заблуждение относительно передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования; введением в заблуждение относительно принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления; связанным с любым другим неправомерным причинением вреда или злоупотреблением правом.
Согласно положениям ч. 3 ст. 6 Закона, если иное не предусмотрено федеральным законом, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.
В силу положений ч. 8 ст. 6 Закона вне зависимости от наличия согласия должника раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в (на) жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы должника не допускается.
Как следует из ч. 5 ст. 4 Закона, направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
Действующим законодательством не утверждена форма выражения несогласия, предусмотренного п. 2 ч. 5 ст. 4 Закона. Таким образом, несогласие на осуществление взаимодействия может быть выражено любым доступным третьему лицу способом, содержащим четко обозначенную позицию по данному вопросу (выражение устного несогласия на взаимодействие в ходе телефонных переговоров, путем направления письменного несогласия в адрес кредитора, либо лица, действующего от его имени и (или) в его интересах и т. д.).
В случае нарушения прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, рекомендуем обращаться в УФССП России по Кемеровской области – Кузбассу через раздел «Интернет - приемная» на официальном сайте ведомства в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» либо по адресу его нахождения (Советский пр., д. 30, г. Кемерово, 650993).
К обращению рекомендуется приложить любую информацию, подтверждающую нарушение прав: это могут быть снимки экрана (скриншоты), детализация звонков, полученные письма, фотографии, аудио и видеозаписи, а также иные материалы.