Лев Николаевич Толстой, известный русский писатель и мыслитель, один из величайших писателей-романистов мира, в 1882 году участвовал в московской переписи населения. Эта перепись не была всеобщей, а проводилась только в городе Москве.

Версия для печатиВерсия для печати

К участию в переписи писателя подтолкнуло желание помочь людям, живущим в бедности. Именно перепись, по его мнению, могла дать представление об истинных масштабах московской нищеты.

Л. Н. Толстой: «Цель переписи научная. Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии - счастье людей… Для общества интерес и значение переписи в том, что она даёт ему зеркало, в которое, хочешь, не хочешь, посмотрится всё общество и каждый из нас».
Толстой входил в число 80 распорядителей переписи, в подчинении у которых состояло около 2000 счётчиков. Но писатель не ограничился руководящей работой, а лично переписал обитателей Проточного переулка. Это был очень трудный участок, потому что на нём проживали самые бедные люди Москвы, там же находилась ночлежка «Ржановская крепость» – притон нищеты и разврата.

После московской переписи Толстой написал трактат «Так что же нам делать?». В книге представлены картины городской нищеты и роскоши богачей. Писатель взывал к нравственному началу каждого человека, он искал путь изменения несправедливого устройства жизни. Трактат произвёл впечатление на многих людей и особенно на молодёжь. Множество журналистов захотели побеседовать с автором произведения. Трактат печатался в ряде изданий с подзаголовком «Мысли, вызванные переписью». К сожалению, богатые благотворители, к которым обращался писатель, не пожелали оказать денежную помощь местным беднякам.
Л. Н. Толстой: «Народ голоден оттого, что мы слишком сыты. Причина городской бедности – наше богатство».
Сам же писатель в результате участия в переписи нашёл ответ на волновавший его вопрос, что делать для уменьшения диспропорций в имущественном положении людей. Ответ состоял в отречении от своих преимуществ и особенностей перед другими людьми. В результате Толстой стал совмещать труд крестьянина и писателя, вести скромный образ жизни, обходиться простой едой и одеждой. Он считал необходимым научить человека жить так, чтобы меньше брать от других людей, а больше отдавать.