Версия для печатиС 1 января 2020 года увеличен размер материнского капитала
В 2020 году размер материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», составляет 466 617 рублей.
Указанные положения закреплены в статье 8 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2022 годов».
Перечень направлений, по которым можно использовать материнский (семейный) капитал, останется прежним - улучшение жилищных условий (покупка жилья (квартиры, дома, комнаты или доли в собственности), погашение ипотечного кредита или другого кредита/займа, взятого с целью покупки жилья, реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади, компенсация за строительство дома, ремонт и строительство дома своими силами, долевое строительство или участие в жилищно-строительных кооперативах); получение образования ребенком (детьми), проживание студента в общежитии образовательного учреждения; оплата услуг образовательного учреждения; оплата содержания ребенка в детском саду, формирование накопительной пенсии мамы; социальная адаптация детей-инвалидов (новое направление).
Кроме того, с 1 января 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», в соответствии с которыми право на получение ежемесячной выплаты из средств материнского капитала возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации.
10.01.2020
Изменен порядок проведения внеплановых проверок органов местного самоуправления
Федеральным законом от 27.12.2019 № 521-ФЗ внесены изменения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Теперь статья 77 Закона дополнена положениями, предусматривающими проведение проверки в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Кроме того, статья 85 Закона дополнена положениями, что в случае, если имущественные обязательства, в том числе о возмещении ущерба, возникли вследствие действий (бездействия) как местных Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских), их исполнительных комитетов и должностных лиц и если на момент предъявления требований по обязательствам совершение таких или аналогичных действий осуществляется органами местного самоуправления и органами государственной власти в соответствии с установленным законодательными актами Российской Федерации разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, требования по указанным обязательствам удовлетворяются органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти в равных долях.
Федеральный закон вступил в силу 08.01.2020.
13.01.2020
Введена ответственность за неисполнение требований антитеррористической защищенности
Федеральным законом от 16.12.2019 № 441-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статей 20.35, предусматривающей ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Диспозиция статьи предполагает ответственность, как за нарушение соответствующих требований, так и воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по их выполнению или обеспечению.
Часть вторая статьи предусматривает наказание за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций либо воспрепятствование их реализации.
Максимальные санкции за правонарушения составят до 5 тыс. рублей штрафа для граждан, 50 тыс. штрафа либо дисквалификацию для должностных лиц, а также 500 тыс. рублей штрафа для юридических лиц.
17.01.2020
Изменить трудовую функцию работника возможно лишь с его согласия.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28.11.2019 № 37-П «По делу о проверке конституционности частей пятой и шестой статьи 370 Трудового кодекса РФ в связи с жалобой гражданина А.А. Хмелевских», работник занимал место правового инспектора труда. В его должностную инструкцию добавили обязанности технического инспектора. Работник не согласился с новыми условиями, посчитав, что его трудовая функция изменилась. В связи с отказом выполнять новые обязанности его уволили.
Первая инстанция восстановила на работе сотрудника. Апелляционная инстанция решение отменила, указав, что новые обязанности добавлены в рамках общих полномочий правового и технического инспекторов. Не найдя поддержки и в кассации, работник обратился в КС РФ.
Конституционный суд указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными положениями Трудового кодекса РФ требования ч. ч. 5, 6 ст. 370 Трудового кодекса РФ (права правового инспектора труда) не предполагают возможности произвольного включения в должностные обязанности профсоюзного правового инспектора труда обязанностей профсоюзного технического инспектора труда, равно как не предполагают и увольнения работника в случае отказа от выполнения таких обязанностей.
Таким образом, в трудовых правоотношениях, основанных на свободе труда и свободе трудового договора, недопустимо, одностороннее, принудительное возложение на работника должностных обязанностей, не обусловленных трудовым договором, изменить трудовую функцию работника можно лишь с его согласия (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).
Относительно порядка добавления работнику обязанностей, не предусмотренных трудовым договором, в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.07.2016 № 14-2/В-688 указано, что, в случае, если работодатель хочет поручить выполнение в течение рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительную работу, то, работодатель должен:
1) заключить с работником соглашение о совмещении должностей и ознакомить его под роспись с должностной инструкцией иного должностного лица. В соглашении нужно установить размер доплаты за совмещение и срок совмещения;
2) издать приказ о возложении на работника обязанностей иного должностного лица в порядке совмещения должностей;
3) оформить прием-передачу необходимой документации и (или) материальных ценностей.
В случае нарушения требований трудового законодательства, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
20.01.2020
Увеличен минимальный размер оплаты труда
Федеральным Законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 01 января 2020 года установлен в сумме 12 130 рублей в месяц.
В соответствии с законом, повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 января 2019 года (11 280 рублей в месяц) составит 850 рублей, или 7,5%.
Закон предусматривает, что ежегодно устанавливаемый с 1 января соответствующего года МРОТ должен быть, не только равен величине прожиточного минимума за 2-й квартал предыдущего года, но может и превышать эту величину (это предусмотрено статьей 1331 Трудового кодекса РФ).
24.01.2020
ПАМЯТКА
для граждан, уволенных при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации
Трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя помимо прочего в случаях:
ликвидации предприятия (п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ);
осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников (п.2 ст. 81 ТК РФ).
Увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Расторжение трудового договора по сокращению численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81) с беременными женщинами, с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка – инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, не допускается (за исключением случаев ликвидации организации) (ст. 261 ТК РФ).
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Расторжение трудового договора по п. 2 ст. 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации органа (ст. 373 ТК РФ).
Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
В течение срока предупреждения работник должен выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, он может использовать очередной отпуск, если таковой ему полагается.
Работник имеет право на выбор нового места работы путем прямого обращения к другому работодателю или бесплатно получить государственную услугу содействия в поиске подходящей работы в органах службы занятости.
При увольнении в связи с сокращением численности или штата работников учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное ст. 179 ТК РФ.
По желанию работников их увольнение может производиться и по другим основаниям — в связи с переводом работника, с его согласия, к другому работодателю (п. 5 ст. 77 ТК РФ), по собственному желанию (п. 3 ст. 77 ТК РФ) и другим, предусмотренным ТК РФ основаниям, без предоставления льгот, предусмотренным гл. 27 ТК РФ.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона (ст. 84.1 ТК РФ).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.
Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника (ст. 234 ТК РФ).
Для регистрации в центре занятости Вам понадобятся следующие документы: паспорт, трудовая книжка (или документы, их заменяющие), документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию, справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. А инвалидам – индивидуальная программа реабилитации.
Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, начисляется, начиная с первого дня по истечении периода, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата.
В соответствии со ст. 33 Закона «О занятости населения в РФ» пособие по безработице гражданам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия или сокращением численности (штата) работников в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу 26 календарных недель, при наличии справки о средней заработной плате начисляется:
в первые три месяца — в размере 75 % их среднего заработка за последние три месяца;
в следующие четыре месяца — в размере 60 %;
в дальнейшем — в размере 45 %.
Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В судебном порядке работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
27.01.2020
Запрещено использовать жилые помещения для оказания гостиничных услуг.
Правила пользования жилыми помещениями утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 № 25.
7 ноября 2019 года Правительством РФ принято постановление № 1417, в соответствии с которым пункт 4 вышеуказанных правил изложен в новой редакции: «Жилое помещение может быть использовано проживающими в нем на законных основаниях гражданами (наряду с проживанием) для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг.».
Таким образом, помимо существовавшего ранее запрета размещения промышленных производств, в жилых помещениях теперь не допускается размещение гостиниц, а в жилых помещениях в многоквартирных домах –предоставление гостиничных услуг.
Также запрещено осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, кроме случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а именно, согласно статье 16 Закона в жилых помещениях беспрепятственно могут совершаться богослужения, религиозные обряды, собрания и церемонии.
Изменения вступили в силу 19 ноября 2019 года.
30.01.2020
Защита прав граждан на оплату труда
Надзор за соблюдением прав граждан на своевременное и в полном объеме вознаграждение за труд является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, в том числе и прокуратуры Крапивинского района.
В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работникам должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В случае невыплаты заработной платы работники вправе обратиться в органы прокуратуры по месту нахождения работодателя, кроме того, в соответствии со статьей 352 Трудового кодекса Российской Федерации - в профсоюзную организацию по месту работы, Государственную инспекцию труда в Кемеровской области, а также обжаловать действия работодателя в судебном порядке.
В случае частичной невыплаты свыше трех месяцев либо полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, а также выплаты заработной свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда работники вправе обратиться с заявлением в Следственный отдел по Крапивинскому району СУ СК РФ по Кемеровской области - Кузбассу.
Кроме того, в целях защиты нарушенных прав на оплату труда Вы можете обратиться в прокуратуру Крапивинского района с заявлением о невыплате работодателем заработной платы, и оно будет рассмотрено прокуратурой Крапивинского района либо иными уполномоченными государственными органами при соответствующем контроле со стороны прокуратуры.
В целях более оперативного рассмотрения Вашего обращения в обязательном порядке указывайте наименование юридического лица, либо Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, юридический адрес работодателя либо место его фактического нахождения, а также свой контактный телефон.
Помощник прокурора
Крапивинского района юрист 1 класса Е.С.Шулежко
Результаты работы прокуратуры Крапивинского района по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Крапивинского муниципального района
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач го-сударственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на прокуратуру возложены полномочия по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Антикоррупционная экспертиза проводится прокуратурой в соответствии с данным Федеральным законом, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, органами прокуратуры антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится исключительно по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий ли-цам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым соз-дающие условия для проявления коррупции.
За 9 месяцев 2019 года прокуратурой района изучено более 130 нормативных правовых актов органов местного самоуправления Крапивинского муниципального района, 2 городских и 9 сельских поселений, в 32 из них выявлены коррупциогенные факторы, которые исключены по результатам рассмотрения принесенных прокурором протестов.
Кроме того, изучено более 200 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы прокурором района дано 10 заключений о наличии в проектах коррупциогенных факторов.
Органами местного самоуправления все заключения прокурора учтены при принятии нормативных правовых актов, в результате чего нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы, приняты не были.
Помощник прокурора
Крапивинского района юрист 1 класса Е.С.Шулежко