Архив информации за январь 2019 года

Версия для печатиВерсия для печати

Правовые методы защиты прав дольщиков

Конституция Российской Федерации провозглашает право граждан на жилище, которое зачастую реализуется ими путем участия в долевом строительстве. Однако такое участие чревато многочисленными рисками.
Способы защиты прав дольщиков определены Федеральным законом № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).
Так, в случаях, когда строительная компания не вводит дом в эксплуатацию в установленный срок, участник долевого строительства вправе требовать признания права собственности на недвижимый объект, имущественных прав на объект незавершенного строительства, а также прав на долю в общей долевой собственности.
В целях утверждения имущественных прав участнику долевого строительства необходимо обращаться в суд, требование будет зависеть от степени готовности дома и других обстоятельств.
Кроме того, по требованию участника долевого строительства сделка с застройщиком может быть признана недействительной, если деньги привлекались с нарушением установленного порядка или лицом, которое было не вправе совершать такие действия. В таком случае необходимо требовать возврата выплаченных средств, а также процентов в двукратном объеме и возмещения ущерба.
Законом на застройщика возложена обязанность по уплате неустойки, в том случае, если он не передал дольщику объект в установленный срок и не согласовал корректировку договора долевого участия, а также, если он в установленный срок не устранил недостатки объекта, обнаруженные в гарантийный период.
В статье 9 Закона № 214-ФЗ предусмотрены обстоятельства, при которых дольщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, а именно, при нарушении застройщиком качества объекта, неустранении в разумный срок выявленных дефектов, истечении срока сдачи объекта в эксплуатацию более чем на два месяца.
Кроме того, договор долевого участия может быть расторгнут в судебном порядке в следующих случаях: если строительство дома было приостановлено или прекратилось и ясно, что в установленный срок объект не будет передан; проектные документы потерпели существенные корректировки, в частности, при превышении допустимого изменения площади квартиры; изменено назначение общего имущества и (или) нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
В случае расторжения договора долевого участия застройщик обязан вернуть гражданину всю уплаченную сумму, а также выплатить неустойку.
Потребовать компенсацию морального ущерба дольщик может при нарушении его прав на основании статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». При этом, убытки, возникшие в результате невыполнения застройщиком своих обязательств (например, если гражданин был вынужден арендовать жилье), возмещаются сверх неустойки и штрафных санкций.
Кроме того за нарушение порядка привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов предусмотрена административная (статья 14.28 КоАП РФ) и уголовная (статья 200.3 УК РФ) ответственность виновных должностных лиц застройщиков.
Органы прокуратуры уделяют серьезное внимание вопросам соблюдения законности в сфере долевого жилищного строительства, по результатам проверок принимается весь комплекс мер прокурорского реагирования. В целях защиты нарушенных жилищных прав также возможно обращение прокурора в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ.


09.01.2019
 


О повышении доплат к пенсиям лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве

Законодательством установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 № 1440 утвержден список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 федерального закона "О страховых пенсиях", и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
По вопросу предоставления соответствующих доплат необходимо обращаться в отделения Пенсионного Фонда РФ по месту жительства.

11.01.2019
 


Регламентированы вопросы сопровождения инвалидов при содействии их занятости

 

Федеральным законом от 29.12.2017 № 476-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Поправками регламентированы вопросы сопровождения инвалидов при содействии их занятости.

Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения. Решение о содержании и сроках осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида принимается органом службы занятости на основании заявления инвалида об осуществлении сопровождения при содействии занятости с учетом рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации  инвалида, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности, а также о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности.

Закон вступил в законную силу с 01.01.2019.

14.01.2019


О приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах квоты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральным законом от 25.12.2018 № 497-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Новым законом до 01 января 2021 года продлено действие нормы о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа и ветеранам боевых действий особого права приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета в пределах квоты.

Также установлено, что порядок приема на подготовительные отделения федеральных государственных вузов льготных категорий обучающихся устанавливается Минобрнауки России по согласованию с Минпросвещения России.

Предусмотрено, что дети-сироты и беспризорные принимаются на подготовительные отделения, в том числе в период освоения ими образовательных программ среднего общего образования. При этом стипендия за счет федерального бюджета на подготовительных отделениях выплачивается только обучающимся по очной форме, имеющим среднее общее образование.

Кроме того, определено, что положением о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливается в том числе порядок учета сведений о независимой оценке качества подготовки обучающихся при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности.

Федеральный закон вступил в законную силу с 05.01.2019.

17.01.2019


Многодетные родители могут выбирать удобное время для использования ежегодного оплачиваемого отпуска

Федеральным законом от 11.10.2018 № 360-ФЗ Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 262.2, которая расширяет список работников, которым отпуск предоставляется в удобное для них время.

Новое преимущество получат работники, имеющие троих и более детей младше 12 лет. Такие сотрудники смогут выбирать даты отпуска по своему усмотрению.

Введение возможности самостоятельного выбора многодетными родителями удобного времени использования ежегодного оплачиваемого отпуска даст им возможность более активно участвовать в воспитании детей, а также поможет совместить время отдыха обоих работающих родителей, что увеличит для них возможность полноценного отдыха.

Напомним, что помимо многодетных родителей отпуск в удобное для работника время предоставляется:

- работнику в возрасте до 18 лет;

- женщине - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком;

- работнику, усыновившему ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

 - одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), который воспитывает ребенка-инвалида, не достигшего возраста 18 лет;

-  мужу - в период нахождения жены в отпуске по беременности и родам. Отпуск такому работнику предоставляется независимо от времени его непрерывной работы у соответствующего работодателя;

- работнику, отозванному из ежегодного оплачиваемого отпуска, - в удобное для работника время в течение текущего рабочего года либо путем присоединения к отпуску за следующий рабочий год;

- супругам военнослужащих -  во время отпуска супруга-военнослужащего;

-  одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющему ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, если организация-работодатель находится в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности;

- работникам-совместителям – в период ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы, в том числе до истечения шести месяцев работы по совместительству;

- лицам, награжденным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;

- другим лицам, связанным с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС, службой или работой в опасных условиях, проживавшим в зоне радиации, ветеранам боевых действий, лицам, имеющим государственные награды.

Закон вступил в законную силу с 22.10.2018

21.01.2019


Новые требования к размещению молочной продукции на полках магазинов

C 11 января 2019 года вступили в силу поправки в технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», в соответствии с которыми производители молокосодержащих продуктов должны открыто информировать покупателей о наличии в их составе растительных жиров. Истек 180-дневный срок, который был отведен производителям на смену упаковки и оформление новых деклараций на товары с измененными названиями и маркировкой. «В наименование должны быть включены слова «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», а также информация о технологии производства», — говорится в техрегламенте, действующем с 15 июля 2018 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 № 50 установлено, что в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью "Продукты без заменителя молочного жира".

Соответствующие  изменения  внесены в  Правила  продажи отдельных видов товаров.

Предполагается, что новые правила решают задачу по четкому информированию потребителя о покупаемом продукте.

24.01.2019


Ужесточены требования к субъектам, осуществляющим перевозки автобусами

Федеральным законом от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» ужесточены требования к субъектам, осуществляющим перевозки автобусами.

В настоящее время законом предусмотрена лицензия на перевозку пассажиров автотранспортом, в котором оборудовано больше восьми мест. Исключение составляет перевозка по заказам или для собственных нужд.

Вышеуказанный Федеральный закон с 01.03.2019 вводит лицензирование любых перевозок людей автобусами, даже если это делается по заказам или для собственных нужд. Лицензия будет не нужна, если перевозка осуществляется только по дорогам необщего пользования (например, по закрытой территории предприятия). Разрешение не потребуется также пожарной охране, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательным службам, военной автомобильной инспекции, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральному органу исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженным Силам Российской Федерации, войскам национальной гвардии Российской Федерации, следственным органам Следственного комитета Российской Федерации.

Установленный порядок получения лицензии предусматривает необходимость для заинтересованной компании подать заявление лицензирующему органу о включении информации об автобусе в реестр лицензий. Сделать это можно и в электронном виде. Лицензирующий орган в течение трех рабочих дней со дня получения заявления должен его рассмотреть и направить заявителю выписку из положительного решения или уведомление об отказе. Перевозить людей в автобусах, которые не числятся в реестре, будет запрещено.

Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.10.2018 и вступил в законную силу в этот же день.

28.01.2019


О нормах трудового законодательства, регламентирующих правила работы в холодное время в неотапливаемых помещениях или на открытом воздухе

Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ, а также методических рекомендаций Минтруда России "Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях" (МР 2.2.7.2129-06), к работе на холоде допускаются работники, прошедшие предварительные медицинские осмотры и не имеющие каких-либо медицинских противопоказаний для данной деятельности.

Кроме того, работники должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты, соответствующим текущим климатическим условиям (ст. 221 ТК РФ). Спецодежда и спецобувь для зимы выдаются в соответствии с типовыми нормами. Это могут быть как телогрейки и ватные штаны, так и современные зимние термо комплекты одежды. При температуре ниже 40 °С (или даже при более высокой – с учетом ветра) работнику выдаются средства защиты лица  и органов дыхания.

Также, согласно ст. 109 ТК РФ, работа в холодное время должна сопровождаться специальными перерывами для обогрева, которые включаются в рабочее время и подлежат оплате. Их продолжительность зависит не только от температуры воздуха, но и от силы ветра.

Температуру воздуха в местах обогрева необходимо поддерживать на уровне 21 - 25 °С. При этом помещение должно быть не только теплым, но и оборудовано  устройствами для обогрева кистей и стоп, чтобы их температура составляла 35 - 40 °С.

Время пребывания рабочего на холоде должно быть определено в соответствии с допустимой степенью охлаждения человека, критерии которых имеются в указанных рекомендациях.

Относительно работы в неотапливаемом помещении также, согласно методическим рекомендациям, существует ограничение по продолжительности непрерывной работы. Например, проработать без дополнительных перерывов до обеда (или после обеда до окончания смены) допускается только при температуре не ниже – 12 °С.

В отдельных случаях похолодание может повлечь за собой аварии на предприятиях, и как следствие привести к остановке работы организаций. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается (ст. 157 ТК РФ).

Несоблюдение указанных требований трудового законодательства
работодателем влечет за собой привлечение его к административной ответственности, а в случае причинения вреда здоровью работника должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

31.01.2019