Версия для печатиУстановление факта трудовых отношений
Статьей 67 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель должен оформить трудовой договор в письменной форме в течение 3 рабочих дней с того дня, когда фактически допустил работника к работе. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых должен быть передан работнику.
За несоблюдение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Так, частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора, а работодатель отказывается этот договор оформлять, возможны несколько вариантов разрешения данной ситуации.
1. Работник может и должен настаивать на том, чтобы работодатель оформил трудовой договор. Работодателю необходимо сообщить (письменно или устно) о его обязанности оформить трудовой договор при фактическом допуске к работе со ссылкой на статью 67 Трудового кодекса РФ. Необходимо потребовать ознакомить с приказом о приёме на работу и внести запись о приёме на работу в трудовую книжку (ст.ст. 66, 68 Трудового кодекса РФ).
2. Работнику необходимо собрать доказательства наличия трудовых отношений для последующей защиты прав в трудовой инспекции, прокуратуре или в суде.
Работник вправе подать работодателю заявление, запросив документы, связанные с работой. Например, справку о размере зарплаты, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах, о периоде работы в организации, иные документы. Работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня обращения оформить справки и копии документов, заверив их надлежащим образом (ст. 62 Трудового кодекса РФ). Если работодатель выполнит свои обязательства, то у работника появятся доказательства фактической занятости в организации.
В качестве доказательств возможно использование свидетельских показаний, а также любых документов, которые могут подтвердить, что работник состоит в трудовых отношениях, например приказы, письменные задания, копии отчетов о работе, пропуск, выписанный на работника, штатное расписание, расчетные листки о заработной плате, переписка с работодателем и т.д.
27.10.2017
Порядок участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства, который применяется с 1 июля 2017 года
Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 608 внесены изменения в порядок участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменения коснулись годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с принятыми изменениями совокупный годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее чем 9% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок, проведенных с 1 июля по 31 декабря 2017 года.
При этом, совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, проведенных с учетом утвержденных Правительством РФ особенностей, должен составлять не менее чем 5% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных отдельными видами юридических лиц по результатам закупок товаров, работ, услуг, совершенных с 1 июля по 31 декабря 2017 года.
Кроме того, с 1 июля изменены критерии проведения мониторинга соответствия планов закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 07.06.2017). В новой редакции будет действовать п.4 Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 года № 1169.
23.10.2017
О праве родителей детей-инвалидов на 50% компенсацию затрат по ОСАГО
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования.
Конституционный суд в своём постановлении № 17-П от 27.06.2017 указал, что, поскольку законные представители детей-инвалидов, выполняя социально значимую функцию ухода за детьми-инвалидами, одновременно в качестве владельцев транспортных средств несут материальные затраты, возникающие в связи с исполнением обязанности по страхованию риска своей гражданской ответственности, то право на предоставление предусмотренной вышеуказанным положением закона компенсации имеют и законные представители детей-инвалидов, использующие личные транспортные средства для обеспечения их нужд в соответствии с медицинскими показаниями, вне зависимости от того, кто является владельцем транспортного средства – сам ребенок-инвалид либо его законный представитель.
Иное означало бы использование сугубо формального критерия дифференциации при предоставлении данной меры социальной поддержки, создавало бы необоснованные препятствия при реализации права законных представителей детей-инвалидов, использующих принадлежащие им транспортные средства для обеспечения нужд детей-инвалидов в соответствии с медицинскими показаниями, на получение указанной компенсации и тем самым порождало бы не имеющие разумного оправдания различия между лицами, фактически относящимися к одной категории.
Такое толкование закона закрепляет конституционные принципы справедливости, юридического равенства, а также правового и социального государства и повышает эффективность системы мер социальной поддержки детей-инвалидов и лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания и ухода за ними.
19.10.2017
Осужденным будут предоставляться дополнительные длительные свидания с малолетними детьми
С 03.08.2017 вступили в силу изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, согласно которым осужденным женщинам и отцам-одиночкам будет предоставлена возможность проводить больше времени вне исправительного учреждения со своими малолетними детьми.
Так, согласно Федерального закона от 26.07.2017 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы» женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, если это предусмотрено условиями отбывания ими лишения свободы в исправительном учреждении.
Также, в соответствии с внесенными изменениями, у родителей (женщин и отцов-одиночек) появилось право на четыре 15-дневных свидания в год для встреч с несовершеннолетними детьми-инвалидами, с выездом за пределы мест отбытия наказания. Ранее право на одно 15-дневное свидание с ребенком-инвалидом в год имели только женщины. Также у осужденных родителей появилась возможность дважды в году выехать за пределы исправительного учреждения для встречи с ребенком, не достигшим 14-летнего возраста. Такое свидание будет предоставляться на срок до 10 суток каждое, не считая времени, необходимого для проезда.
Осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях общего режима, ежемесячно будет предоставляться еще до двух дополнительных длительных свиданий вне исправительного учреждения. А отбывающие наказание в облегченных условиях получат возможность встречаться с детьми каждые выходные и в праздники.
В то же время, законодателем предусмотрен запрет на выезд за пределы мест отбытия наказания, в том числе для свидания с малолетними детьми, для опасных рецидивистов; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденных к пожизненному лишению свободы; осужденных, больным открытой формой туберкулеза; осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированных осужденных, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.
16.10.2017
Отменен пожизненный запрет на замещение должностей государственной и муниципальной службы для лиц, уклоняющихся от военной службы по призыву
Федеральным законом от 26.07.2017 № 192-ФЗ внесены поправки в Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Ранее Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 30 октября 2014 года № 26-П признал вступивший в силу с 1 января 2014 года пожизненный запрет замещения должностей государственной гражданской службы лицами, признанными не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не соответствующим Конституции РФ, поскольку данные граждане оказались в худшем положении, чем совершившие административное или уголовное преступление лица, которые вправе занимать государственные посты после отбытия наказания и снятия судимости.
Согласно внесенным поправкам, гражданин не может быть принят на гражданскую или муниципальную службу, в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ.
Ограничения также действуют в отношении гражданских или муниципальных служащих, находящихся на службе, и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Закон обязывает военные комиссариаты уведомлять руководителей государственных и муниципальных органов о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы, заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Руководитель органа, в свою очередь, обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.
12.10.2017
Изменение вида исправительного учреждения, установленного приговором суда
В соответствии со статьёй 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения в зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания.
На перевод в исправительное учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания могут рассчитывать только положительно характеризующиеся осужденные. Вывод о том, что осужденный положительно характеризуется, должен быть основан на всестороннем учете данных о его поведении за весь период отбывания наказания. При этом необходимо учитывать соблюдение правил внутреннего распорядка, выполнение требований администрации исправительного учреждения, участие в мероприятиях воспитательного характера и в общественной жизни исправительного учреждения, поощрения и взыскания, поддержание отношений с родственниками, а также с осужденными, положительно или отрицательно характеризуемыми, перевод на облегченные условия содержания.
К примеру, такие осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда; из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания. При этом срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.
Инициаторами изменения вида исправительного учреждения могут выступать как сам осужденный, его адвокат, так и администрация исправительного учреждения.
Осужденные, допустившие грубые нарушения установленного порядка отбывания наказания и являющиеся злостными нарушителями, наоборот могут быть переведены в исправительные учреждения с более строгими условиями отбывания наказания: из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима, из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму.
Изменение вида исправительного учреждения всегда осуществляется судом.
09.10.2017
С 1 октября 2017 года установлено возрастное ограничение на занятие руководящих должностей в отдельных медицинских организациях
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 256-ФЗ в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации.
Изменения коснулись предельного возраста для замещения должностей руководителей и их заместителей в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
С 1 октября 2017 года указанные должности будут замещаться только лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от срока действия трудовых договоров. В случае если лица, занимающие указанные должности, достигли предельного возраста 65 лет, то они при наличии их письменного согласия подлежат переводу на иные должности, соответствующие их квалификации.
Вместе с тем, за учредителем организации остается право продлить срок пребывания работника в занимаемой должности до 70-лет – по представлению общего собрания (конференции) работников организации.
Трудовые договоры, заключенные с руководителями, заместителями руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителями филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые достигли возраста 65 лет на день вступления в силу Федерального закона или достигнут возраста 65 лет в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона, сохраняют действие до истечения сроков, предусмотренных этими трудовыми договорами, но не более трех лет со дня вступления в силу Федерального закона.
06.10.2017
Введена уголовная ответственность за неуплату страховых взносов
Федеральным законом от 29.07.2017 года №250-ФЗ внесены изменения в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ.
Так, в соответствии с изменениями часть 1 статьи 198 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
При этом под физическим лицом - плательщиком страховых взносов понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное указанной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом введены две статьи в Уголовный кодекс РФ- 199.3 и 199.4.
Статьей 199.3 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение страхователя – физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.
Статьей 199.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение страхователя - организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд.
Изменения вступили в законную силу 10 августа 2017 года.
04.10.2017
Меры административного надзора распространены на лиц, неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности за распространение наркотиков и являющихся злостными нарушителями порядка отбывания наказания
С 10 августа 2017 начали действовать изменения в УИК РФ, касающиеся установления административного надзора.
Федеральным законом от 29.07.2017 № 252-ФЗ «О внесении изменений в статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 и 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» дополнены основания установления административного надзора.
Теперь административный надзор будет устанавливаться в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 УК РФ (указанными нормами предусмотрена уголовная ответственность, в том числе за незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ и др.).
Административный надзор будет устанавливаться на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости.
02.10.2017