Версия для печатиОтветственность за неисполнение судебного акта
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для добровольного исполнения срок для должника наступает ответственность в виде исполнительского сбора. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 тыс. рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 тыс. рублей с должника - организации.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 тыс. рублей, с должника-организации в размере 50 тыс. рублей.
В случае если должником не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на виновное лицо предусмотрено наложение административного штрафа: на граждан в размере от 1 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. рублей.
Если должником и в последующем не исполняются требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, размеры административного штрафа увеличиваются: на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 15 до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 до 70 тыс. рублей.
Главой 17 КоАП РФ предусмотрены и иные виды ответственности, имеющие отношение к сфере исполнительного производства. К таковым относится воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (статья 17.8 КоАП РФ). На виновное лицо может быть наложен административный штраф: на граждан в размере от 1 до 1,5 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. рублей. А также за нарушение законодательства об исполнительном производстве (статья 17.14 КоАП РФ) и другие.
Кроме того, уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрены меры уголовной ответственности. Так, в соответствии со статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Кроме того, существует ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей. Наказание предусмотрено статьей 157 УК РФ в виде лишения свободы сроком до одного года. За злостное уклонение от погашения по решению суда кредиторской задолженности предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет (статья 177 УК РФ).
21.12.2016
Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Действующее законодательство о противодействии коррупции содержит требование о принятии мер по предупреждению коррупции ко всем организациям, вне зависимости от организационно-правовой формы, а также предусматривает, помимо уголовной, иные виды ответственности за совершенные правонарушения.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Статья введена Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ.
Законом установлен перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут быть приняты в организации, в том числе: сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов; определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
Законодатель предоставил организациям, в зависимости от специфики их деятельности, организационно-правовой формы, иных особенностей, возможность выбора мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (утв. 08.11.2013), которые должны использовать юридические лица при проведении антикоррупционной политики в организации.
Вслучае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Размер административного штрафа на юридических лиц предусмотрен в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
А в случае совершения указанных действий в крупном и особо крупном размерах влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег и соответственно до стократной суммы, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, имущества и т.д.
17.12.2016
Из-за финансовых трудностей работодатель не может уменьшить заработную плату работнику или изменить ему режим рабочего времени
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в Российской Федерации признаются обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Действующим трудовым законодательством установлен перечень обязательных условий трудового договора. К ним, в том числе отнесены условия оплаты труда и режим рабочего времени (ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В условиях кризиса некоторые работодатели стараются «сэкономить» на своих работниках, уменьшая им размер заработной платы, сокращая режим рабочего времени, что, в свою очередь, также неизбежно приводит к уменьшению фактически получаемых работником денежных средств.
В том случае, если работодатель основывает свои действия на принятом им решении без согласия работника об изменений условий трудового договора (например, работодатель издает приказ о введении режима неполного рабочего времени, либо изменяет штатное расписание, уменьшив заработную плату всем или нескольким работникам), указанные действия работодателя являются незаконными и могут быть обжалованы в прокуратуру либо в суд.
В случае, если работодатель ссылается на изменение организационных или технологических условий труда, ему придется доказать данные обстоятельства. К таким изменениям, в частности, относятся изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, при которых определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены.
Работодатель должен самостоятельно нести бремя неблагоприятных последствий финансового кризиса, не перекладывая его на работника, что вытекает из смысла абзаца 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 74 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что уменьшение заработной платы, сокращение продолжительности рабочего дня, недели, вызванные причинами экономического характера, снижением объемов выручки и прочими, не связанными с изменениями организационных или технологических условий труда, без согласия работника, в одностороннем порядке, производиться не могут.
Если изменение условий трудового договора будет признано незаконным, недобросовестный работодатель будет обязан выплатить работнику причитающиеся денежные средства.
16.12.2016
Лишение родительских прав не является необратимым юридическим последствием
Согласно части 1 статьи 72 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.
Семейным законодательством предусмотрено восстановление лишенных родителей (одного из них) в родительских правах:
при условии, что оно отвечает интересам ребенка, и имеются предусмотренные законом основания;
основаниями являются изменение со стороны родителей своего поведения, образа жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка, т.е. устранение всего негативного для ребенка, что послужило основанием для лишения.
Восстановление в родительских правах допускается только в отношении ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста, поскольку восстановление в родительских правах напрямую связано с его воспитанием.
На основании статьи 72 СК РФ законодательством не установлен срок, по истечении которого лица, лишенные родительских прав, имеют право требовать их восстановления. Поэтому, руководствуясь пунктом 6 статьи 71 СК РФ о запрете усыновления ребенка другими родителями ранее шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении его родителей (одного из них) родительских прав, следует, что данный срок может быть установлен не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав.
Восстановление в родительских правах представляет собой юридическую процедуру, направленную на восстановление взаимных прав и обязанностей между родителем и ребенком.
Восстановление в родительских правах направлено на отмену санкции, применяемой к родителям за их виновное поведение по отношению к своим детям, пунктом 2 статьи 72 СК РФ устанавливает, что данная процедура производится только в судебном порядке.
Восстановление в родительских правах производится в порядке искового производства по заявлению родителя, лишенного родительских прав, по месту жительства (нахождения) ответчика - лица, на попечении которого находится ребенок.
Следовательно, в качестве ответчика может выступать: другой родитель; опекун (попечитель); приемные родители; детское учреждение.
Подтверждениями изменений в поведении и образе жизни родителей, отношении к воспитанию ребенка могут служить любые доказательства, предусмотренные процессуальным законодательством.
Прежде всего, это могут быть:письменные доказательства (документ о прохождении лечения, справка из наркологического диспансера, заключение органа опеки и попечительства об условиях жизни ответчика и другие);
свидетельские показания (например, об изменении поведения);объяснения лиц, участвующих в деле.
С целью объективной оценки заявленных исковых требований такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от отдела опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка, т.е. родителей, требующих восстановления своих родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, пунктом 2 статьи 72 СК РФ в рассмотрении дел о восстановлении в родительских правах также участвует прокурор.
Поскольку правовым последствием восстановления в родительских правах является возврат ребенка родителю, чьи родительские права восстановлены, пункт 3 статьи 72 СК РФ предусматривает, что одновременно с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрен иск того же лица о передаче ему ребенка. При этом следует иметь в виду, что удовлетворение иска о восстановлении в родительских правах не означает, что будет удовлетворен иск о возврате ребенка родителям (одному из них). Поскольку на основании акта обследования и заключения органа опеки и попечительства о целесообразности возврата ребенка родителю (по второму иску должно быть отдельное заключение органа опеки и попечительства) суд может прийти к выводу, что передача ребенка родителям (одному из них), восстановленным в родительских правах, не отвечает интересам ребенка.
Отказ в возвращении несовершеннолетнего к родителю означает, что лицо, чьи родительские права восстановлены, становится обладателем права на общение с ребенком, а лицо, у которого ребенок остается на попечении, не должен препятствовать осуществлению данного права родителя, восстановленного в родительских правах.
Согласно пункту 4 статьи 72 СК РФ суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.
Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 СК РФ).
При удовлетворении искового требования о восстановлении в родительских правах родитель восстанавливается в своих правах со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Восстанавливаются все права и обязанности родителя, утраченные им при лишении родительских прав.
В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении в родительских правах суд направляет выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (ч. 5 ст. 72 СК РФ).
Перечень документов, необходимых для восстановления в родительских правах: паспорт; свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка; заявление родителя; медицинское заключение; справка с места работы (в должности кого и с какого времени работает); справка о доходах (за 6 последних месяцев); характеристика с места жительства; характеристика с места работы; акт обследования материально-бытовых условий жизни семьи; согласие другого родителя (опекуна, попечителя); согласие несовершеннолетнего ребенка (в возрасте более 10 лет).
13.12.2016
Введено понятие контрольной закупки в отношении субъектов предпринимательской деятельности
Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введена новая статья 16.1, регламентирующая порядок проведения органами контроля (надзора) контрольной закупки.
Под контрольной закупкой понимается мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения.
Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
О проведении контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа государственного контроля (надзора), проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований акт о проведении контрольной закупки также представляется для подписания представителям юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилась контрольная закупка. При отказе представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя от подписания акта о проведении контрольной закупки в акт вносятся сведения об отказе от совершения подписи.
Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.
Данные изменения вступят в силу с 1 января 2017 года.
09.12.2016
Еще раз об Осаго. как действовать гражданину при отказе в заключении договора страхования
В соответствии с пунктом 1.5 Правил страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России от 19.09.2014 № 431-П), владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.
Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ .
В соответствии с пунктом 1.6 Правил страхователь представляет страховщику для заключения договора обязательного страхования документы, которые указаны в статье 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
б)паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
в)свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
д)водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
е)диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, за исключением случаев установленных законом.
Согласно части 3 статьи 426 Гражданского Кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, в соответствии с которыми если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Как действовать гражданину при отказе в заключении договора страхования?
Гражданин вправе направить выбранному страховщику соответствующее заявление о заключении договора ОСАГО (предложение-оферту) по форме, утвержденной Приложением 2 к Положению Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с пунктом 1.5 Правил и статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации и с приложением всех необходимых документов, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Указанное предложение-оферта может быть отправлено посредством ФГУП «Почта России» на официальный адрес страховщика/филиала страховщика с уведомлением о вручении почтового отправления. Указанное уведомление о вручении будет являться доказательством получения страховщиком направленного гражданином предложения-оферты.
В случае направления гражданином страховщику предложения-оферты о заключении с ним договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов, предусмотренных законом, и не направления страховщиком в тридцатидневный срок с даты получения им этого предложения-оферты извещения об акцепте, либо направления извещения об отказе от акцепта, либо об акцепте предложения-оферты на иных условиях, то гражданин вправе обратиться с соответствующим заявлением с приложением копий предложения-оферты и уведомления о его вручении в ФАС России либо его территориальный орган, Банк России, Российский союз автостраховщиков и в суд для защиты своих прав и интересов.
06.12.2016
Как оплачивается время простоя по трудовому законодательству?
Под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (статья 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Простой, как правило, связан с чрезвычайными (внезапно возникшими) обстоятельствами, не позволяющими работодателю обеспечить надлежащую работу организации.
При этом, время простоя оплачивается в зависимости от наличия (отсутствия) вины работника или работодателя. Порядок оплаты определен статьей 157 Трудового кодекса РФ.
Так, если в возникновении простоя имеется вина работодателя, время простоя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Время простоя по вине работника не оплачивается.
При этом, следует отметить, что оплата простоя не связывается с наличием письменного предупреждения работника о начале простоя.
Это обусловлено тем, что простой не всегда вызван причинами, о которых работник осведомлен. Приостановка работы может касаться всех работников данного работодателя (работников структурного подразделения, нескольких структурных подразделений) и вызываться аварией, стихийным бедствием, перебоями в снабжении электроэнергией, отсутствием сырья и материалов и т.п. В этом случае никакой необходимости в заявлении работника о простое нет: работодатель (руководство организации) лучше работающих осведомлен о причинах и продолжительности простоя.
Частным случаем простоя является неисполнение трудовых обязанностей работником в связи с необеспечением его средствами индивидуальной и коллективной защиты, что предусмотрено статьей 220 Трудового кодекса РФ. Так, согласно части 7 статьи 220 Трудового кодекса РФ в случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.
06.12.2016
Анонимное обращение о нарушении прав юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем не может служить поводом для инициирования проверки
Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Законом допускается проведение внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае обращения граждан, права которых нарушены. Вместе с тем, в целях препятствия злоупотреблению правом, также установлены ограничения для таких проверок. Частью 3 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлены требования к письменному обращению, в соответствии с которой гражданин в своем письменном обращении, обращении в электронной форме в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
02.12.2016