Архив информации за август 2016 года

Версия для печатиВерсия для печати

О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

 

В органы прокуратуры часто поступают обращения граждан по вопросу некачественного предоставления услуг в сфере страхования транспортных средств, навязывания страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами кодекса.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Договор обязательного страхования в соотве5тствии с указанным Федеральным законом, и является публичным.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В силу п. 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263, владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование.

Таким образом, страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему необходимые документы.

Статьей 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В случае необоснованного отказа страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывания страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, необходимо обращаться с соответствующим заявлением в подразделение Центрального Банка Российской Федерации по защите прав потребителей, финансовых услуг и миноритарных акционеров.

31.08.2016


Верховный Суд РФ разъяснил отдельные вопросы, возникающие при рассмотрении дел о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 22 Верховный Суд РФ разъяснил, что по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ - по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, либо по результатам судебной экспертизы.

Водитель, не выполнивший законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, признается лицом, находящимся в состоянии опьянения. Отказ от медицинского освидетельствования (от любого предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования) должен быть зафиксирован должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспорта, в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование либо уполномоченным медицинским работником в акте медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

По смыслу уголовного закона нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, совершается умышленно. Его следует считать оконченным с момента начала движения транспортного средства, управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения.

30.08.2016


Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

Порядок исполнения наказаний в виде исправительных работ регламентируется статьей 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьями 39-46 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Наказание предусматривает обязательный труд и удержание от 5 до 20% из заработка осужденного в доход государства. В соответствии со статьей 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его.

Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если на момент вынесения приговора они не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Исполнение наказания в виде исправительных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции.

Осужденный, имеющий основное место работы до осуждения, отбывает исправительные работы по основному месту работы.

Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.

Инспекция должна разъяснить осужденному порядок трудоустройства в организацию, определенную органами местного самоуправления, и контролировать своевременное поступление его на работу. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. В случае неявки на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня вручения ему предписания инспекция обязана принять меры к привлечению осужденного к ответственности.

Работающему до вступления приговора суда в законную силу осужденному также разъясняет порядок и условия отбывания исправительных работ с учетом его изменившегося статуса и возникших в связи с этим ограничений его прав.

Началом срока отбывания исправительных работ неработающим осужденным является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно исполнительной инспекции.

В срок отбывания исправительных работ засчитывается только то время, в течение которого осужденный фактически работал, причем количество отработанного времени должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на каждый месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки положенного количества рабочих дней.

Администрация организации, в которой отбывает наказание осужденный, обязана: правильно и своевременно проводить удержания из зарплаты осужденного и перечислять удержанные суммы в бюджет; контролировать поведение осужденного и соблюдение им условий отбывания наказания; уведомлять инспекцию о поощрениях и взысканиях, примененных к осужденному, а также о его увольнении или переводе на новую должность. Администрация организации привлекается к проведению с осужденными воспитательной работы.

Администрация может самостоятельно применять меры поощрения и взыскания, предусмотренные трудовым законодательством. Однако, некоторые нарушения трудовой дисциплины являются одновременно и нарушением порядка и условий отбывания наказания. В связи с этим, администрация обязана сообщать об этом в инспекцию.

Осужденные к исправительным работам обязаны: соблюдать порядок и условия отбывания наказания; добросовестно относиться к труду; являться в УИИ по ее вызову или для регистрации. В период отбывания наказания осужденному к исправительным работам запрещается увольняться с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. Такое разрешение может быть дано инспекцией после проверки обоснованности причин увольнения. В случае изменения места жительства и места работы осужденный обязан сообщить об этом в инспекцию в течение 10 дней.

К нарушениям порядка и условий отбывания наказания, за которые предусмотрена ответственность, относятся: неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней после получения предписания из инспекции; неявка по вызову или для регистрации без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За допущенные нарушения осужденный письменно предупреждается о возможности замены исправительных работ другим видом наказания. При необходимости инспекция может обязать осужденного до двух раз в месяц являться для регистрации.

Осужденный, допустивший повторное нарушение после письменного предупреждения, признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания. В отношении такого осужденного вносится представление в суд о замене исправительных работ лишением свободы

29.08.2016


Особенности ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и административных правонарушений.

 

Несовершеннолетний, также как и другие граждане России, по законодательству может быть привлечен к нескольким видам ответственности, но с учетом ряда особенностей.

В случае совершения преступления несовершеннолетний подлежит уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Это относится к подросткам, достигшим 16 лет, а в некоторых случаях совершения наиболее тяжких преступлений – 14 лет.

Возбужденное в отношении несовершеннолетнего уголовное дело расследуется органами предварительного расследования с участием законных представителей несовершеннолетнего, а по окончании расследования направляется в прокуратуру города.

Если прокурор сочтет, что вина несовершеннолетнего полностью доказана, то он утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд для рассмотрения по существу.

В судебном заседании также участвует законный представитель несовершеннолетнего подсудимого, в обязательном порядке адвокат и государственный обвинитель, то есть, представитель прокуратуры города.

По итогам судебного заседания выносится приговор, которым назначается наказание за совершенное преступление. Наиболее суровым наказанием, естественно, является наказание в виде лишения свободы. Также могут быть назначены исправительные работы, обязательные работы, штраф. Лишение свободы, исправительные работы могут быть назначены условно. В таком случае за дальнейшим отбыванием наказания несовершеннолетним следит уголовно-исполнительная инспекция.

В случае, если несовершеннолетний не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то совершенное им деяние, подпадающее под признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, также не остается без последствий.

В этом случае сотрудниками полиции выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое вместе со всем материалом проверки направляется в прокуратуру города. В случае, если прокуратура сочтет, что данное постановление является законным и, что несовершеннолетний действительно виновен в совершении преступления, но не может быть привлечен к ответственности только в силу недостижения возраста, то такой материал для применения мер воздействия направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города, района

На заседание данной комиссии для рассмотрения вопроса о применении мер воздействия в отношении малолетнего, совершившего общественно-опасное деяние, вызываются сам малолетний, его законные представители, а также представители учебного заведения, где обучается правонарушитель.

По итогам рассмотрения материала в отношении несовершеннолетнего комиссия может вынести как предупреждение, так и принять решение ходатайствовать перед судом о помещении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Суд по результатам рассмотрения такого ходатайства может направить несовершеннолетнего в спецшколу или спецучилище сроком на 3 года.

Кроме того, несовершеннолетний, не достигший возраста привлечения к уголовной ответственности, но совершивший общественно-опасное деяние, может быть направлен в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Помещаются туда несовершеннолетние также только на основании решения суда, сроком до 30 суток.

Надо также не забывать, что в случае причинения несовершеннолетним совершенным им преступлением имущественного ущерба потерпевшему, данный ущерб может быть взыскан с законных представителей несовершеннолетнего при отсутствии у него самостоятельного дохода. Это касается как случаев, когда несовершеннолетний уже достиг 14 лет, так и когда ему еще нет 14-ти.

Еще один вид ответственности – административная. Она регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и специальными законами Челябинской области. К административной ответственности может быть привлечен подросток, достигший 16 лет. Все протоколы об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних рассматривает также комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации муниципального образования.

26.08.2016